Если прививки от многих опасных болезней были сделаны вам еще в детстве (то есть, с тех пор прошло довольно много времени), у вас все еще сохраняется иммунитет к ним? Вопрос сложный даже для экспертов. По той простой причине, что вы, вероятно, невосприимчивы ко многим из этих болезней.
Но все-таки не ко всем, поскольку для каждого заболевания период полужизни антител разный.
“Трудно что-либо говорить окончательно еще и потому, что исследования проводятся довольно редко, — говорит The New York Times доктор медицины Ричард Класко (Richard Klasco). — И это понятно, поскольку субъекты в таких исследованиях намеренно подвергаются инфекции, к которой у них иммунитет. После чего проверяется, действительно ли они не заболеют”.
Эксперт добавляет, что эксперименты с респираторными вирусами, такими как грипп и ОРВИ, иногда проводятся. Однако по соображениям этики исследования невозможны для более серьезных инфекций, таких как менингит, пневмония и полиомиелит.
В отсутствии проблемных исследований ученые полагаются на уровни антител в организме в качестве маркера иммунитета. В 2007 году врачи из Университета штата Орегон провели исследование, которое на данный момент является одним из лучших по этому вопросу. Они следили за 45 пациентами в течение 26 лет, измеряя в их организмах уровни антител к восьми общим патогенам: кори, эпидемическому паротиту, краснухе, вирусу Эпштейна-Барр, вирусу ветряной оспы, дифтерии, столбняку и коровьей оспе (неопасному вирусу, который позволил победить оспу).
В итоге удалось установить, что период полужизни антител — время, необходимое для снижения уровня антител в организме на 50% — составлял 50 лет для вируса ветряной оспы и, предположительно, более 200 лет для кори и эпидемического паротита. Период полужизни столбняка и дифтерии оказался намного короче, 11 и 19 лет соответственно. И это та самая причина, по которой врачи рекомендуют прививаться от столбняка каждые 10 лет.
При этом иммунитет от естественной инфекции может длиться дольше, чем иммунитет от вакцинации.
Так, поясняет Ричард Класко, люди, родившиеся до 1957 года (то есть, которые выросли в то время, когда корь была крайне распространена), имеют более прочную защиту об заболевания, чем те, кто родился позже и получил вакцину от кори, ставшую доступной начиная с 1963 года.
Эта гипотеза, к слову, подтверждается недавними вспышками эпидемического паротита в США, где только в 2016 году были зарегистрированы более 6 000 заболевания. Врачи отметили, что по большей части заболевшими оказались молодые люди, которых вакцинировали, в отличие от пожилых людей, которые родились до появления вакцины от паротита в 1967 году.